DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Глеб Колондо - автор

Насекомые похожи на нас. У них есть конечности, «руки» и «ноги». Они дышат воздухом, едят еду, заводят детей, проводят время с себе подобными, рождаются и умирают. Как и мы, они — живые. Насекомые не похожи на нас. Их глаза без зрачков ничего нам понятного не выражают. Как часто в хоррорах объектом страха становится существо, у которого, по нашим меркам, что-то не так с глазами: или их нет совсем, или их очень много? Глаза мухи разделены на равные части без «композиционного центра» (то есть без зрачка), они слишком большие, они горят красным или зеленым огнем. Тому, у кого такие глаза, ни в коем случае нельзя доверять. И мы не доверяем.

Наверняка каждый поклонник классического хоррора хотя бы раз мечтал переместиться в 1930-е годы, на студию «Universal», чтобы своими глазами увидеть рождение фильмов, ставших основой жанра, заложивших его эстетический и структурный ...

Ушедший 2016 год ознаменовался для темного кинематографа не только яркими достижениями и новыми открытиями, но и тяжкими потерями. 13 декабря ушел из жизни Евгений Юфит – художник, фотограф, кинорежиссер и отец некрореализма. Сегодня Глеб Колондо вспоминает о его дебютной полнометражной режиссерской работе «Папа, умер Дед Мороз», ставшей одним из самых ярких явлений русского кинохоррора прошлого и настоящего.

«Наши в Голливуде» – тема, которая будоражит кровь русскоязычного читателя не хуже, чем знание, что радио изобрел Попов (на самом деле, Тесла), а лампочку Ильич (на самом деле, Эдисон). В Рунете на эту тему можно найти немало статей. В сравнении с уже имеющимся, данный материал сужает рамки до тех киноартистов, что снимались в западных триллерах и фильмах ужасов. Эта статья предваряет новую колонку журнала DARKER, где тема получит дальнейшее развитие.

Ричард Матесон является фантастом и автором романов ужасов, который фантастически и до ужаса непопулярен в России. Книги его печатались у нас крайне редко и практически все издания стали библиографическими редкостями. Один из известнейших его романов, «Я — легенда» был трижды экранизирован и, вероятно, именно поэтому добился такой популярности. Разумеется, DARKER не мог оставить его без внимания, и именно этой книге посвящен материал Глеба Колондо.

Российский кинематограф и так-то нечасто балует зрителя работами в жанре хоррор, а уж достойные фильмы в этом направлении и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Одним из таких исключений может стать лента «Диггеры», премьера которой состоится 11 августа. В преддверии выхода фильма на экраны Глеб Колондо побеседовал с режиссером и сценаристом картины Тихоном Корневым.

Вроде бы постоянные читатели нашего журнала уже привыкли: сборник, роман, повесть, рассказ... Но DARKER не престаёт удивлять, ведь о книжном хорроре можно говорить не только применительно к художественной литературе. Глеб Колондо обратился к монографии Янины Маркулан о фильмах ужасов. Интересно взглянуть на книгу, изданную без малого сорок лет назад — а как воспринимали киноужасы в СССР времён развитого социализма?

А вот интересно: прочтут ли новый DARKER, посвящённый тюрьмам, в тюрьмах? Есть ли там Интернет? Наверно, если и есть, то далеко не в каждой. И правильно. К чему ворам и убийцам наши прекрасные рассказы, наши познавательные статьи и горячие рецензии? И вообще — к чему нам об этих маньяках и разбойниках думать? Ведь мы-то с вами люди порядочные, а значит априори свободные. Мы-то уж точно никогда в тюрьме не окажемся.

В полку отечественных хоррормейкеров прибыло: в феврале будущего года завершится работа над короткометражной хоррор-комедией «Чёртовы яблоки», которую снял студент-режиссёр Анатолий Корнилов в сотворчестве с оператором и поклонником фильмов-нуар Даниилом Злобиным. Так что если вы думали, будто молодым отечественным кинохудожникам ужасы неинтересны — напрасно. А о чём думают сами эти кинохудожники, можно узнать из интервью.

Среди отечественных киноведов специалисты по западным жанровым фильмам наперечёт. Светлана Хлыстунова в книге «Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории» раскрывает секреты производства популярных картин за последние сто лет: от «Замка Дьявола» (1895) и «Франкенштейна» (1931) до экшн-кино наших дней, густо населённого компьютерными монстрами. А в интервью речь пойдёт о фильмах ужасов в целом, японских квайданах, личных предпочтениях и многом другом.

Эдгар Аллан По является не только одним из самых любимых, но и самых экранизируемых американских авторов. Не обошли режиссёры и «Маску Красной смерти», сюжет которой можно пересказать в трёх предложениях. Но как сделать из небольшого рассказа фильм на полтора часа? И как в этом могут помочь Гофман или подружка Пола Маккартни? И самое интересное, каким видят По югославские аниматоры? Обо всём этом рассказывает DARKER.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Расскажи мне о том, какие ты любишь фильмы, и я сделаю то же самое. Хоть и дольше, зато получу куда больше удовольствия. Ведь это так увлекательно: узнавать вкусы другого человека, находя пересечения и разночтения со своими. Особенно если человек интересный. Такой, как Г. Ф. Лавкрафт. Сегодня немногие в курсе, что классик едва не уснул на сеансе «Франкенштейна», зато был в восторге от фильмов Чарли Чаплина и пришел в ужас при виде «Призрака оперы». Глеб Колондо узнал кинематографические вкусы затворника из Провиденса.

Как поступает настоящий синефил, если в наш цифровой 3D-век идеалом зрелищного фильма для него остается «Кабинет доктора Калигари» 1920 года? Правильно: берет в руки камеру и сам снимает немое черно-белое кино. Ну а если он еще и поклонник Лавкрафта? Тогда возводит на площадке по-старомодному изящные декорации города Р'льех и поселяет в него кукольного — а не смоделированного на компьютере! — Ктулху. Что ж, посмотрим, что из всего этого получилось…

Из десятилетия в десятилетие. В черно-белом, цветном и трехмерном варианте. Король Конг шагает по киношному мегаполису, круша его одной рукой. Ведь в другой он сжимает милую ему девушку — очередную полуголую блондинку. Кровожадный, безнравственный, пугающе гигантский… Фу таким быть, как говорят в интернетах. Но почему тогда уже более восьмидесяти лет Кинг Конг не сходит с экранов? Чего ради, начиная с далекого 1933 года, зритель исправно покупает билеты в кино, тем самым поощряя производство все новых и новых картин об этом аморальном парне?